Антимонопольное право – это определенная совокупность правовых норм и нормативных актов, которые направлены на то, чтобы ограничить свободу деятельности предпринимателей и свободу договоров влиятельных компаний. Довольно часто ограничения касаются создания картелей и иных механизмов, направленных на поддержание цены и раздела рынка. Также антимонопольное право оказывает влияние на крупные слияния и действия, которые способствуют увеличению возможностей влиять на стоимость товаров.
Антимонопольное право регулирует общественные отношения в отрасли организации правовой основы защиты конкуренции, таким образом, пресекая:
• Монополистическую деятельность, недобросовестные механизмы конкуренции;
• Возможные недопущения конкуренции, различные ограничения и устранения со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти, местного самоуправления.
Законодательная база, которая регулирует антимонопольные положения в России, состоит в Федеральном законе «О защите конкуренции». В законе изложены различные ограничения свободы предпринимательской деятельности и договоров для субъектов хозяйствования, которые имеют доминирующее положение. Положение последнего установлено на основании определения доли компании на рынке и определения общей доли, которая принадлежит крупным компаниям.
Таким компаниям запрещается:
• Устанавливать и поддерживать очень высокую или очень низкую стоимость товаров;
• Изымать товары из обращения, если причиной этому послужило повышение стоимости товара;
• Навязывать компаниям условия договоров, которые будут им не выгодны, или вовсе не относятся к предмету договора;
• Проводить не обоснованные с экономический и технологической точки зрения сокращение или прекращение производства товаров, если на них есть спрос или поступают заказы, что является основой для рентабельного производства;
• Осуществлять не обоснованные с экономической или технологической точки зрения действия, которые направлены на уклонение от заключения договора с конкретными покупателями, если возможно производить или поставлять товар;
• Установление различной стоимости на одну категорию товаров, если это не установлено в Федеральном законе;
• Когда финансовая организация устанавливает не обоснованно высокие или низкие цены на предоставляемые финансовые услуги;
• Когда происходит создание условий дискриминации;
• Умышленное создание препятствий, которые блокируют доступ на товарный рынок иным субъектам хозяйствования;
• Нарушения порядка ценообразования, который установлен нормативно-правовой базой.
Вместе с этим, Федеральный закон «О защите конкуренции» вводит положения, которые направлены на осуществление контроля за слияние и организацией, продажей и покупкой акций компании. Также запрещает осуществлять согласование цен между субъектами хозяйствования, разделять рынок и осуществлять другие мероприятия.