Каждое юридическое лицо, как и любой гражданин, имеет свою репутацию. Если организация осуществляет деятельность в экономической сфере, у нее формируется своя деловая репутация. Деловая репутация состоит в оценке работы компании, признаках ее успешности, поэтому она может быть как положительной, так и отрицательной.
На основании статьи 150 Гражданского кодекса РФ, деловая репутация – это нематериальное благо, которое состоит в положительной общественной оценке деловых и профессиональных качеств работы определенного лица.
Положительная репутация выступает в роли части рыночной стоимости, в качестве нематериального актива компании. Представление о компании стоит формировать, основываясь на информацию о ее деятельности. Оценку организации высказывают те, кто вступает с ней в экономические отношения, то есть это могут быть клиенты, партнеры, контрагенты.
При распространении информации, которая не соответствует действительности, в частности – указывая на низкое качество продукции, товаров и услуг, недобропорядочное поведение компании, может повлечь за собой утрату доверия со стороны партнеров и клиентов, снижение интереса у контрагентов. Все это едет к тому, что компания будет нести убытки.
Если все-таки недостоверная информация была распространена, и это повлекло за собой ухудшение репутации, для ее восстановления необходимо доказать:
• Как была распространена ложная информация;
• Какие сведения вредят репутации компании;
• Какие из этих сведений не являются действительными.
Если ложная информация, действие которой повлекло за собой ухудшение репутации, была распространена посредством трансляции ложных данный по телевидению или радио, публикации в газетах или в глобальной сети Интернет, в публичных выступлениях, то компания может защищать свою деловую репутацию и восстанавливать доброе имя любыми способами, которые не запрещены законом.
На основании статьи 152 ГК РФ, основные способы по защите деловой репутации заключаются в:
1. Необходимости выбора средств для опровержения неправдивой репутации. Делать это стоит через того же источника, в котором была сообщена неправдивая информация.
2. Формирования и размещение ответа на ранее опубликованные ложные сведения. Этот метод применяют тогда, когда нет возможности узнать, кто распространил сведения, ухудшающие недостоверную репутацию.
3. Возмещение ущерба, который возник по причине распространения недостоверной информации, которая негативно влияет на деловую репутацию. В этом случае, происходит взыскание убытков, расходов.
Компенсация одновременно выполняет несколько функций, в частности происходит восстановление опороченной деловой репутации посредствам материального способа, а также возлагается гражданско-правовая ответственность путем взыскания с виновника денежных средств.