Компания планирует внедрить удаленную работу, чтобы сотрудники периодически работали из дома. Как лучше организовать этот процесс, чтобы он соответствовал закону и предупредить риски несчастных случаев при работе из дома?
8 декабря 2020 года принят Федеральный закон № 407-ФЗ, который внес изменения в главу 49.1 ТК РФ, регулирующую взаимодействие работодателя с дистанционными работниками.
Определения «дистанционная работа», «удаленная работа», «выполнение трудовой функции дистанционно» стали синонимами.
Дистанционная работа — выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.
Варианты оформления дистанционной работы:
1. Оформить трудовой договор на постоянной основе или временно на срок до шести месяцев.
2. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору на постоянной основе или временно на срок до шести месяцев. Можно чередовать периоды работы удаленно и на стационарном рабочем месте.
3. Временно по инициативе работодателя на основании приказа или локального нормативного акта. Это условие возможно на период действия исключительных обстоятельств, когда существует угроза жизни или нормальным жизненным условиям населения или его части. Например, если орган государственной власти или орган местного самоуправления приняли соответствующее решение (ст. 312.9 ТК РФ).
В дополнительных соглашениях и локальных нормативных актах надо отразить дополнительно следующие моменты:
1) Конкретные дни недели, в которые работник вправе работать из дома. Если заранее дни работы из дома определить невозможно, то нужно установить порядок и сроки согласования с работодателем
2) Режим рабочего времени и времени отдыха при работе из дома (при условии, что ранее установленный режим изменяется).
3) Разъездной характер работы и территорию разъездов. Такое условие позволит минимизировать риски признания поездок работников служебными командировками.
4) Порядок и срок возмещения работнику расходов, связанных с работой из дома, если работник использует личное оборудование и иные программные и технические средства.
5) Порядок, сроки и форма представления работником отчетов о выполненной
Для минимизации риска несчастного случая лучше издать инструкцию по охране труда при работе вне места работодателя. При этом обязанность расследовать несчастный случай сохраняется во время работы сотрудника удаленно. Если он произойдет дома согласно установленному графику – в рабочие часы, случай признают связанным с производством, а значит сотруднику будут положены гарантии.
Команда юристов Moscow Lawyers Group с 2007 года оказывает профессиональную поддержку работодателей в сфере трудового права.
Наша компания имеет большой опыт в реализации проектов перевода работников на дистанционный труд, включая разработку необходимого комплекта документов.
Для получения коммерческого предложения на оказание необходимых услуг, Вы можете направить нам запрос с описанием задач, которые хотели бы решить.